
Урок 1 Постановка правой руки (пробный урок)
ВВЕДЕНИЕ
Многие начинающие гитаристы и гитаристы-самоучки, начинают свой путь с изучения базовых аккордов и принебрегают одной из самых важных составляющих аккомпанемента - звукоизвлечением.
Заставить красиво и ровно звучать аккорды можно только при достаточно хорошей постановке правой руки, ее контроля, а также работая над звукоизвлечением, что даст полное и насыщенное звучание каждой струны гитары, каждого звука мелодии.
В связи с этим, мы начинаем курс игры с постановки правой руки и подготовки пальцев для исполнения качественного и чистого звучания аккомпанемента или мелодии.
Внимание! Уроки носят практический характер. Перед тем, как начать обучение, приготовьте гитару.
ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ
Особое внимание нужно уделить ТОЧКЕ ОПОРЫ для контроля правой руки!
Это точка касания предплечья нашей руки с верхней частью корпуса гитары. Эта опора должна помогать нам держать и контролировать кисть в подвешенном положении.
Это единственная опора и контроль правой руки во время исполнения аккомпанемента!
Струны считаются снизу-вверх, от тонкой к толстой. Сначала расставим пальцы правой руки:
Большой палец ставим подушечкой на самую верхнюю, толстую струну (6-я струна).
Указательный палец кончиком касается снизу 3-й струны.
Средний палец кончиком касается снизу 2-й струны.
Безымянный палец кончиком касается снизу 1-й струны.
После того, как расставили пальцы по струнам, фиксируем это положение в верхней части корпуса гитары - создаем опору для правой руки.
Расстояние от точки опоры до кисти должно быть таким, чтобы пальцы в слегка полусогнутом состоянии располагались на струнах естественно.
После создания "точки опоры" снять все пальцы со струн и расслабить руку так, чтобы она повисла, - кисть при этом должна оставаться на уровне струн, а пальцы рядом со струнами.
УПРАЖНЕНИЕ 1
Упражнение на развитие независимости пальцев и подстройка под струны. Щипки нижних струн.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Щипки должны выполняться из подвешенного положения в зоне круглого резонаторного отверстия! После щипка палец расслабляется и возвращается в исходное подвешенное положение.
Щипать струны нужно подушечкой пальца, ближе к кончику, так, чтобы палец не застревал в струне и легко снимался со струны. Палец должен подстроиться под струну и почувствовать расстояние до нее. Поэтому, нужно извлекать звук каждым пальцем столько раз, пока не почувствуем контроль и ровный, четкий звук струны.
УПРАЖНЕНИЕ 2
Перебор на нижних струнах.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Перед выполнением этого упражнения большой палец оставляем на верхней струне, используя его как опору и контроль кисти. Остальные пальцы снимаем со струн и сохраняем их в подвешенном положении.
Щипки струн выполняются из подвешенного положения, чтобы не мешать струнам звучать! Рука неподвижна, работают только пальцы.
Цикл из 4-х щипков. Каждый палец щипает только свою струну!
Стараемся выдерживать одинаковое время между щипками. Пробуем щипки считать на 4 доли и повторять цикл снова, без остановки и задержек.
ТАБУЛАТУРА РИТМА УПРАЖНЕНИЯ 2
На схеме ниже - альтернативная нотная запись - ТАБУЛАТУРА (сокращенно - ТАВ).
Она состоит из 6-ти линеек - струн, где самая тонкая 1-я струна вверху, а самая толстая, 6-я струна - внизу. Так видит гитарист гриф своей гитары, если смотреть на него сверху.
В начале табулатуры, как и в стандартной нотной записи, указан размер 4/4, который означает, что условное время равно 4-м долям (4-м ударам).
Под табулатурой прописан счет этих долей - "раз - два - три - четыре". На линейках-струнах "0" означает звукоизвлечение открытой (неприжатой) струны.
Таким образом, на "раз" щипается 3-я струна, на "два" - 2-я струна, на "три" - 1-я струна, на "четыре" - 2-я струна.
УПРАЖНЕНИЕ 3
Упражнение на развитие независимости большого пальца. Щипки с опорой на нижнюю струну.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Щипок большим пальцем на басовых струнах выполняется от его основания, а сам палец прямой. Касание со струной приходится на боковую часть подушечки пальца. Палец должен сходить со струны легко, цепляя струну и падая на нижнюю струну. Здесь нижняя струна для большого пальца используется как опора.
УПРАЖНЕНИЕ 4
Щипки басовых струн большим пальцем без опоры и перебор.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Щипки в этом упражнении выполняются из подвешенного положения!
Большим пальцем делаем щипок уводя его в сторону ладони, так, чтобы не задевать соседние струны. После щипка палец должен оставаться в подвешенном положении.
После отработки щипка отдельно каждой струны, пробуем играть перебор в таком порядке: 6 - 5 - 4 - 5, и повторяем сначала.
УПРАЖНЕНИЕ 5
Перебор вниз из подвешенного положения.
В этом упражнении единственной точкой опоры и контролем является та самая часть предплечья, которая лежит на корпусе гитары
Перед выполнением этого и последующих упражнений нужно следовать такому алгоритму:
расстановка пальцев на струны - создание точки опоры на верхней части корпуса гитары - подвешивание кисти (снимаем пальца со струн) - исполнение упражнения из подвешенного положения.
ТАБУЛАТУРА РИТМА
Перебор вниз выполняем начиная с 6-й струны (большой палец). Играем с повтором, стараемся добиться ровного и непрерывного ритма! Рука неподвижна, работают только пальцы!
Тоже самое повторяем с 5-й струны, затем с 4-й струны.
УПРАЖНЕНИЕ 6
Перебор вниз со сменой басовой струны.
Это тот же самый перебор, но от разных басовых струн: играем перебор от 6-й струны, затем от 5-й, от 4-й, и снова от 5-й. Зацикливаем перебор и играем его непрерывно.
ТАБУЛАТУРА РИТМА
Если с постановкой правой руки вы определились, нашли точку опоры и научились контролировать руку в подвешенном положении, а также освоили щипковую технику для арпеджио (переборов) и научились извлекать красивые звуки из всех струн, то можете переходить к следующиму уроку, предварительно оплатив доступ к учебному разделу.
Для знакомства с остальными уроками нужно пройти РЕГИСТРАЦИЮ.